Протезирование культи бедра

Фото автора
Протезирование культи бедра

Культя
Длина плеча рычага и тем самым ценность культи для протезирования определяются длиной бедренной кости. Для силы рычага мерилом является диафи-зарная часть (трубчатая кость), т.е. отрезок, расположенный дистальнее малого вертела.

Для культи бедра также имеет значение возможность полностью нагружать торец культи. Эта способность ограничена примерно на 20—30 %. Малое поперечное сечение трубчатой кости позволяет лишь частично нагружать протез по оси. Кроме того, при надевании протеза мягкие ткани на конце культи предварительно растягиваются, пока не существует ничего более разумного, чем втягивание культи в гильзу с помощью чулка и вентиляционного отверстия.

Плотный контакт с торцом культи не должен ни в коем случае исключить опору гильзы протеза на опорную поверхность таза. Попытки оперативным путем расширить дистальный конец скелета культи и тем самым сделать опороспособным торец культи были неэффективными.

При ультракороткой культе бедра от диафиза бедренной кости не остается ничего лишнего. Линия ампутации проходит через спонгиозную кость массива вертелов. Для протезирования действуют правила, как для ампутации в области тазобедренного сустава. Однако ультракороткая культя бедра является важной частью поверхности при сидении и должна быть по возможности сохранена. Чтобы упростить протезирование с помощью протеза таза, удалять культю не следует.

Бедренная кость окружена более или менее значительным массивом мягких тканей. Конец культи бедренной кости также должен быть укрыт мышцами. Чрезмерного утолщения мышц на конце культи, как это обычно наблюдается после миопластических операций, необходимо избегать. Малопригоден для протезирования конец костной культи, полностью лишенный мышц.

Ошибка здесь не в работе хирургов, а в слишком ранней мобилизации тазобедренного сустава или слишком узком входном отверстии протеза. Если не все мышцы помещаются в гильзе протеза, то при стоя-яви происходит обратный выворот мышечных нетель, что приводит к прободению бедренной кости через мышцы на конце культи. Седалищный нерв необходимо пересечь на 5 см или более выше уровня опила кости и защитить его от механических сил, действующих на конец культи.

Из анатомических соображений плохо укрытым остается выстоящий в сторону большой вертел. Он покрыт только кожей и сухожилиями, а не мышцами. Его необходимо особенно точно уложить в гильзу протеза.

Мышечное равновесие
При экзартикуляции в коленном суставе сохраняются мыщелки бедра, а следовательно, и мышечное равновесие между отдельными группами мышц.

После ампутации бедра этого не происходит. По мере укорочения мышечное равновесие, исходя из анатомических особенностей, все больше нарушается. Чем короче культя, тем очевиднее несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть, в том числе во фронтальной и сагиттальной плоскостях.
Фронтальная плоскость.

Во фронтальной плоскости широкие влагалища приводящих мышц доходят до коленного сустава. Эти мышцы по мере укорочения культи теряют плечо рычага и силу, даже если культи мышц с помощью миоплас-тики прикреплены к концу бедренной кости. При очень коротких культях отводящие мышцы практически полностью утрачивают свою функцию.

Напротив, отводящие мышцы между подвздошной костью и большим бугром (пельвитрохантерные мышцы) независимо от длины культи почти всегда полностью сохраняются. С одной стороны, по мере укорочения удаляются важные мышечные группы, а с другой стороны — антагонисты, которые также изменяют положение короткой культи.

Неудивительно поэтому, если каждая культя бедра в соответствии со всей длиной отклоняется в более или менее сильное положение отведения и пациент должен прилагать усилия, чтобы приводить культю в нейтральное положение.

Сагиттальная плоскость. В этой плоскости также нарушено равновесие между мышцами-сгибателями и разгибателями тазобедренного сустава. Тазобедренный сустав разогнут и удерживается большой ягодичной мышцей. Эта мышца доходит примерно до середины бедра, но очень сильно подкрепляется седалищно-голенными мышцами, т.е. длинными стройными сгибателями коленного сустава между тазом и голенью. Эти мышцы утрачивают плечо рычага по мере укорочения культи. При коротких культях бедра повреждается также и большая ягодичная мышца.

В противоположность этому наиболее важные мышцы-сгибатели, несмотря на длину бедренной кости, остаются цельными. Сухожилия самого важного сгибателя тазобедренного сустава — подвздошно-поясничной мышцы прикрепляются к малому вертелу.

Неудивительно поэтому, что культя бедра по мере укорочения находит мышечное равновесие в положении отведения и сгибания. Так как протез должен занимать среднее положение, то конец культи испытывает более сильное давление с латеральной и вентральной сторон. Это хроническое давление приводит со временем к быстрому истончению мягкотканной прокладки и даже к загруглению конца бедренной кости по бокам и спереди.

Кровеносные и лимфатические сосуды
При наличии сохранившихся приводящих мышц и большой ягодичной мышцы, кровоснабжение культи бедра осуществляется через бедренные сосуды. По такому же пути происходит и лим-фоотток. В так называемом бедренном треугольнике эти сосуды находятся непосредственно под кожей, примерно на середине паховой связки. Здесь можно хорошо пропальпировать пульс, а также пунктировать артерию в диагностических или терапевтических целях.

Здесь есть доступ к сосудам с соответствующими послеоперационными рубцами, которые нередко ведут к сгибательным контрактурам и могут затруднить протезирование.

Пусть умеренное, но длящееся годы давление извне на бедренный треугольник способно обусловить нарушение циркуляции в культе. Более чем приток, отток через вены и лимфатические сосуды не выдерживает наружного давления, если оно сильнее, чем на периферическом участке культи.

Этот бедренный треугольник расположен против седалищного бугра там, где находится передний противовес. Следствием являются хронический отек конца культи с более или менее тяжелыми изменениями на коже. Давление на сосуды может привести к окклюзии артерии, особенно обызвествленной из-за возраста или заболевания, что ослабляет кровоснабжение культи со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Об этом убедительно свидетельствует состояние инвалидов второй мировой войны после ампутации бедра. Выход из данной ситуации требует больших усилий вплоть до коррекции культи и реам путации. Тот, кто почти еженедельно сталкивается с подобными случаями, приходит к мысли о том, что нужно специально создать отдельные центры ортопедического протезирования преимущественно для инвалидов войны.

Плохим симптомом является длительное врезание заднего края протеза. Формально становится понятным стремление создать широкую седалищную площадку, а под ней обеспечить место посредством вытеснения мышц и желаемый тесный контакт между культей и протезом, так как механические свойства культи в дистапьной трети остаются невостребованными. В противоположность этому не все считают целесообразным контакт между концом культи и дном протеза.

Такое чисто механическое восприятие совершенно игнорирует тот факт, что культя может только тогда нормально существовать, если в ней не нарушена циркуляция крови и лимфы. Именно таким препятствием и являются узкий вход в гильзу протеза, врезание в мягкие ткани задней части гильзы и тем более торец культи, не имеющий тесного контакта с дном гильзы протеза.

Из-за этого на конце культи возникает отек, кожа становится темно-синей («голубая культя»), затем коричневой из-за хронического выхода крови из сосудов (пигмент гемосидерин) наконец кожа трескается и домашний врач может ошибочно принять эти изменения за последствия СПИДа [Kolde, 1987]. И это все только из-за уравнивания живого с неживым, каковым является гильза протеза.

Двусторонняя ампутация
Ампутация обеих ног или даже в сочетании с ампутациями на верхней конечности вовсе не является редкостью. Мнение, что необходимости в протезировании таких пациентов нет, основано только на том, что большинство инвалидов после ампутаций по поводу непроходимости артерий не доживают до того дня, когда кровоснабжение уцелевшей конечности ухудшается настолько, что без ампутации уже не обойтись.
Именно на этом основании мы решительно выступаем за снижение уровня ампутации.

«Сосудистого пациента» даже после ампутации на уровне бедра можно протезировать и мобилизовать. Если аналогичная судьба постигнет и противоположную сторону, то о протезировании следует забыть. Остается только перемещаться на коляске или скрыть последствия ампутации косметическими протезами.

Возможно протезирование с помощью «пеньков», подставок, в которых протез состоит только из гильзы и подошвы. Мало что можно предложить пациентам, которые по иным причинам утратили оба коленных сустава. Этот критерий является решающим. Для пациентов пожилого и старческого возраста вполне достаточен хорошо функционирующий шарнир коленного сустава даже с коротким протезом голени с тем, чтобы с помощью таких протезов самостоятельно проходить небольшие расстояния; разумеется, опираясь на два костыля.

Утрата обоих коленных суставов делает преодоление различий в уровне ампутации почти неразрешимой задачей. Исключения лишь подтверждают правило . Ничтожно малой группе пациентов удалось преодолеть эти проблемы при перечисленных ниже условиях.

1. Ампутации проведены в детском или юношеском возрасте.

2. Культи безболезненно выдерживают полную нагрузку.

3. Наличие сильной натренированной мускулатуры.

4. Благоприятные внешние обстоятельства: очень сильная мотивация, полная поддержка в семье, никаких финансовых проблем.

5. Хорошие достижения при занятиях спортом для инвалидов.

Возможна для пациента и такая горькая реальность: лучше сразу отказаться помогать пациенту в осуществлении его нереалистичных планов. С неприязнью и даже ненавистью пациентов мы вынуждены мириться, причем не только при обращениях из развивающихся стран.

При современном состоянии техники протезирования гильза протеза бедра является единственной конструкцией, которая предназначена для дополнительной передачи усилий выше своего шарнирного узла. Так, при протезировании после экзартикуляции в коленном суставе было бы ошибочно гильзу протеза расширить за пределы бедра. Если же ампутация произведена через трубчатый отдел кости и необходимо протезировать культю бедра, то без дополнительной опоры па таз не обойтись. В соответствии с анатомическим строением передача аксиальных сил на концевой отдел культи возможна лишь частично. Она едва достигает 20—30 %. Для остающейся доли необходимо создать механические предпосылки в области таза.

Выстилка (укрытие) культи
Для укрытия (выстилки) культи бедра в нашем распоряжении имеется 4 принципиально различных метода.

1. Рыхлая выстилка. Никакого взаимодействия между культей и гильзой протеза. Передача усилий происходит исключительно через седалищный бугор. Пациент сидит на протезе. Не обойтись без плечевого ремня. Этот старый традиционный способ прост, надежен и не дорог. С помощью кожаной гильзы можно установить ширину. Плечевые ремни гарантируют надежное крепление протеза. Рыхлая выстилка (укладка) гильзы без давления в дистальном отделе позволяет избежать нарушений циркуляции. Еще сегодня мы встречаем пациентов, которые счастливы и довольны таким протезированием.

2. Охватывающий протез без контакта в концевом отделе. Здесь пониженное давление между культей и гильзой обеспечивается пригонкой гильзы протеза. Дополнительные ремни-подвески не нужны или в лучшем случае могут быть представлены так называемым башгажем Schlesier. Так как конец культи свисает свободно, необходим тесный, плотный контакт у входа в гильзу протеза.
При такой укладке давление снаружи на конец культи меньше, чем с боков и у входа в гильзу. В результате неизбежно развивается хронический отек верхушки культи с застоем лимфатического и венозного обратного тока.
Приходится сожалеть, что такой способ укладки культи, несмотря на все серьезные недостатки, еще шире распространен только потому, что он не требует никакой высокой технологии.

3. Охватывающий протез с полным контактом, но без нагрузки на конец культи. Здесь вся поверхность культи находится в контакте с гильзой протеза. Подобно тому, как легкое в грудной клетке расправляется под действием понижения давления, так и пониженное давление между кожей культи и стенкой гильзы обеспечивает хорошее схватывание. Поэтому было бы правильнее говорить об охватывающем, а не присасывающемся протезе. Аксиальные силы передаются главным образом через скелет.

4. Охватывающий протез с полным контактом и максимальной нагрузкой на конец культи. Здесь культю укладывают так, что ее конец не имеет контакта с дном гильзы, но при этом максимум аксиальных усилий передается на протез и обратно. Максимально возможной нагрузки на конец культи мы достигаем, с одной стороны, если культя едва укрыта мягкими тканями, а с другой — посредством конструкции гильзы протеза, которая имеет узкий вход. Следующей предпосылкой является наличие вентиляционного отверстия, которое должно располагаться сбоку, а не дистально.

Нагрузка на мягкие ткани конца культи быстро приводит к атрофии. Тем самым уменьшается давление на конец культи, так как из-за опоры на таз последний не может погрузиться глубже. Чтобы восстановить контакт с «землей», с самого начала протезирования необходима хорошая подгонка дна гильзы протеза. Если тесный контакт между гильзой и протезом достигнут, то изометрического сокращения мышц в фазе переноса вполне достаточно для надежного удержания протеза на культе. Дополнительные бандажи и ремни поэтому, как правило, излишни даже для очень коротких культей.
С новой формой гильзы мы отдаем последнему методу предпочтение. Редко применяется старый метод рыхлой укладки (выстилки). Присасывающийся протез со свободным концом культи неприемлем по анатомическим и физиологическим соображениям. Полный контакт без нагрузки на конец культи мы считаем третьим по оптимальности решением.

Формы гильзы протезов
Слабая опороспособность на конец культи бедра является основанием, чтобы погружать в гильзу протеза также и таз. Напоминающая рукоятку метлы культя трубчатого отдела диафиза бедренной кости не может обеспечить ротационную стабильность. Лучше для этого подходит уже относящийся к бедренной кости вертлужный массив. Восходящая ветвь седалищной кости препятствует отклонению гильзы протеза в сторону под нагрузкой.

Длинная ось этой ветви седалищной кости, с одной стороны, и вертлужный массив на диафизе бедра — с другой, образуют V-образную культю и тем самым великолепно подходят, чтобы их вместе уложили в «кулек» гильзы.

Оставьте комментарий