«Представить себе даже не могла: буду танцевать, сидя в инвалидной коляске»

Фото автора

Попав под поезд, Валентина лишилась обеих ног. Проведя несколько лет в депрессии, однажды сказала себе: «Хватит! Надо жить дальше. Ради дочек и внуков!»

Фото из личного архива Валентины Тарховой

ОТ АВТОРА: о непростой судьбе инвалида-колясочника 52-летней Валентины Тарховой я узнала от руководителя танцевального коллектива «Вдохновение» из ГАОУ СО ЦОРИ «Парус надежды» в Саратове Анатолия Тимофеева. Я договорилась о встрече с Валентиной и 15 октября приехала в Центр. Расположились мы с собеседницей в актовом зале. Немного смущаясь, Валентина начала рассказ о себе.

Валентина родилась в Дергачах Саратовской области. Закончив среднюю школу, приехала в Саратов и поступила в торговое училище. Во время учебы она встретила своего будущего супруга, вышла замуж в 1982 году, в декабре того же года родила первую дочь Людмилу. В 1990 году у счастливой четы на свет появилась вторая дочь — Алена.
— Я работала в центре по начислению пенсий населению. Однако начались лихие девяностые и я решила заняться торговлей, уйдя в предпринимательскую деятельность, — рассказала Валентина.
Жизнь текла своим чередом, подрастали дочки, рядом находился любящий и заботливый муж. Однако в 2005 году от болезни сердца супруг Валентины умер.
— Трудно вспоминать как я тяжело переживала тот период. Но ведь у меня росли дочери. Их нужно было поднимать, — вспоминает моя собеседница.
Она не только самостоятельно растила двух дочерей, но и помогала престарелой матери, живущей в районе «Стрелки» в Саратове. 25 октября 2008 года Валентина собралась навестить маму. Путь к дому лежал через железнодорожные пути. В районе кладбища местные жители разобрали ограждение и переходили железную дорогу, перебегая ее по путям.
— Я не знала, что горит семафор, дан сигнал к движению поезда, и подходя к товарняку не ожидала, что он тронется. Я оказалась под составом. Железная махина отрезала мне ноги почти от самых бедер. Сознания я не потеряла и сразу не почувствовала боли. Как мне позже объяснили врачи, я находилась в шоковом состоянии. Потеряла много крови. У меня в кармане был телефон и я даже позвонила дочери, и рассказала, что со мной произошло. Когда подъехала скорая помощь я уже теряла сознание. Вот так закончилась моя прежняя жизнь, — рассказала Валентина.
Врачи буквально вытащили ее с того света. После операции Валентина долго приходила в себя. Почти год находилась в депрессии. И несмотря на то, что ей выдали инвалидную коляску, пользовалась ею редко, только дома.
— Первое время меня посещали мысли о том, чтобы уйти из жизни, — тяжело вздохнула моя собеседница.- Маму мою мы похоронили. Я думала, что стала обузой для своей семьи. И в самом деле приятно ли было моим дочерям видеть меня в таком состоянии!? Год я никуда не выезжала из дома. Но потом ко мне пришло осознание того, что не все потеряно, что нужно продолжать жить. Моя младшая дочь Алена как-то сказала такую фразу: «Слепая певица Диана Гурская родила ребенка, и она не видит его, но тем не менее она живет и радуется появлению своего малыша». Мне нужно жить ради близких мне людей: дочерей, внуков!
Постепенно Валентина начала возвращаться к жизни, стала навещать родных. На своей машине ее вывозил брат. Вырвавшись из замкнутого пространства своего дома, моя героиня даже стала подумывать о том, чтобы и самой сесть за руль. Еще до несчастного случая Валентина получила права. На них она сдала в 2002 году и некоторое время даже колесила по Саратову.
— Кроме того, чтобы я чем-нибудь занималась и не замыкалась в своих горестных мыслях, дочери купили оборудование для маникюра и компьютер, который я постепенно освоила. Когда я занималась предпринимательством, времени на него у меня никогда не находилось, — делится со мной Валентина.
Постепенно моя собеседница начала заниматься привычными для себя делами.
— Я очень люблю цветы, раньше их выращивала, поскольку живу в частном доме и рядом с ним есть небольшой палисадник, — делится со мной Валенина. — Несколько раз я просила дочек, чтобы они засадили его цветами, но им было все некогда. Тогда я стала делать это самостоятельно. На коляске выезжала в палисадник, перелезала на одеяло и сама копалась в земле, высаживала растения. Дочери, глядя на ухоженный участок, не уставали меня хвалить.
Однако Валентине не хотелось оставаться в четырех стенах и она искала возможность найти таких же как и она людей, попавших в непростую жизненную ситуацию.
— В ортопедическом центре мне рассказали, что в каждом районе Саратова есть свои общества инвалидов, но связаться с ними я никак не могла. И вот однажды по радио я услышала, что в 2013 году открылся центр «Парус надежды», где можно пройти курс реабилитации. Я позвонила и в 2014 году, после новогодних праздников, оказалась в этом Центре. Там я вперые на День Святого Валентина увидела выступение инвалидов-колясочников на сцене. Меня это потрясло до глубины души. Я подумала, как это, наверное, интересно! Я тоже так хочу танцевать, — вспоминает Валентина.
Хореограф Анатолий Тимофеев взял новую танцовщицу в коллектив сразу. Но предупредил:
ходить на занятия от случая к случаю не получится.
Валентина с воодушевлением взялась за тренировки.
— У меня не все получалось. Оказалось, что коляска для выступлений вообще не имеет тормозов и к ней нужно привыкать. Болели руки, уставала спина. А на одной из тренировок, неудачно повернувшись, я сломала руку. Но тем не менее тренировки не бросила. Моя младшая дочь меня подбадривала: «И у спортсменов бывают травмы».
Валенина Тархова призналась, что ее до сих пор мучают фантомные боли.
— После тренировок у меня периодически болели ноги, ныли суставы и пальцы, которых у меня уже не было. Сначала меня это пугало, но потом я поняла, что это навсегда останется со мной, так уж устроен мозг, — говорит Валентина.
Моя собеседница считает, что никогда нельзя опускать руки.
— Господь оставил мне жизнь, значит нельзя сдаваться, — говорит она.
18 ноября Валентина едет на ее первые в жизни гастроли. Вместе с коллективом ее пригласили выступить на большой сцене в Москве на международном фестивале «Инклюзив-данс».
— Представить себе даже не могла: буду танцевать, сидя в инвалидной коляске. Увижу в зале сотни рук и глаз зрителей. Зазвучит музыка, я начну двигаться, показывать все те приемы, которым меня научил наш хореограф Анатолий Анатольевич. А ведь все это правда. Я с нетерпением жду этого момента, — улыбается Валентина.

В рубрике: Сильные люди

Оставьте комментарий