После ампутации человек может чувствовать часть тела, которой нет

Фото автора

Фантомные боли, жизнь за двоих и борьба с комплексами — в непростой истории двукратной паралимпийской чемпионки по плаванию.

Владыкина, Олеся Юрьевна

Сначала у Олеси Владыкиной все шло правильно и скучно: музыкальная школа, балет, частные уроки английского. Но как-то родители заметили, что она боится воды и решили действовать радикально. Так в ежедневном графике появилось еще и плавание. Результат не заставил себя долго ждать — девочка не только избавилась от своего страха, но и попала на глаза к тренеру из профессиональной школы, который пригласил ее в свою группу. С этого момента вся жизнь Олеси была расписана по минутам.

— Я училась в школе, тренировалась два раза в день: утром и вечером. Чтобы везде успевать, уходила из дома в 6 утра, возвращалась после 9 вечера. И так каждый день. Сейчас вспоминаю и никак не могу понять, как все успевала, — говорит Олеся.

В таком графике она продержалась 10 лет. А потом принесла маме удостоверение мастера спорта и объявила, что плавать будет только в отпуске.

— Большую часть жизни я только и делала, что тренировалась. Очень устала от этого. К тому же поступила в университет и была не готова пожертвовать еще и студенческой жизнью. Не видела никаких перспектив: шансов отобраться на Олимпийские игры практически не было, да и денег спорт не приносил. Мама к тому моменту развелась с отцом — нужно было ей помогать. Параллельно с учебой вышла на работу, была консультантом в бутике. Началась абсолютно новая жизнь: друзья, вечеринки, клубы, кино, путешествия.

Олесе едва исполнилось 20, когда она впервые узнала, что такое фантомные боли. Это случилось в Королевском госпитале Бангкока. Она приходила в себя после сложнейшей шестичасовой операции, а местные врачи объясняли, почему ей непременно нужно принять очередную порцию лекарств: «Если не пройдете этот курс, рука начнет сильно болеть».

Олеся не сразу поняла, о чем они говорят и как может болеть рука, которую она несколько часов назад оставила под обломками автобуса, где-то между Паттайей и Бангкоком.

— Мне объяснили, что после ампутации человек некоторое время чувствует часть тела, которой нет, даже пытается ей пошевелить, — вспоминает девушка. — Со временем дискомфорт сменяет боль. Ее природа до сих пор не изучена. Терпеть ее невозможно, обезболивающие справляются не всегда. Люди сходят с ума. Вылечить это нельзя — только предупредить. Но в моем случае, к счастью, все сделали правильно.

О том, как отпуск превратился в больничный, Владыкина научилась рассказывать до ужаса просто.

— У меня день рождения в феврале. В Москве в это время слякоть и холод, вот и запланировали с друзьями поездку в Тайланд. Отдыхали на островах, а в самом конце решили съездить на экскурсию в Бангкок. Шел дождь. Водитель не справился с управлением, автобус перевернулся. Плохо помню этот момент. Очнулась на полу от того, что почти не чувствую левую руку, будто она занемела. Повернула голову и увидела, что от нее почти ничего не осталось. Первая мысль? Не хочу так жить. А потом испугалась, что сейчас и правда могу умереть. Начала выбираться из-под обломков и увидела свою подругу Сашу. Она была мертва. В этот момент я окончательно поняла, что не имею права сдаться. Должна жить за двоих.

В госпитале стало окончательно понятно, что спасти руку невозожно. Чтобы в этом не было никаких сомнений у самой Олеси, врачи даже показали ей эту руку.

В Тайланде Олеся провела больше месяца. Рядом всегда была мама. На телефоне — тренер, который уговаривал вернуться в бассейн.

— Все пытались убедить меня, что моя жизнь не будет хуже. Да, она изменится, но в чем-то даже станет комфортнее. Если раньше я передвигалась на метро, то теперь буду на машине. Я поверила. Поняла, что ситуацию изменить не могу, а вот свое отншение к ней — вполне. А благодаря тренеру знала, что буду делать сразу после возвращения в Москву. Это было очень важно. Я не собиралась никому ничего доказывать — только себе. Спорт помогает всем без исключения именно в той степени, которая нужна каждому отдельному человеку. Он дал мне шанс вернуться к жизни и еще чего-то достичь.

В олимпийский бассейн Владыкина вернулась через месяц после аварии.

— Тяжелее всего было найти новый баланс тела. Сергей Валентинович (Сергей Жилкин, тренер Олеси Владыкиной — «Матч ТВ») не сдавался и, если у меня что-то не получалось, сам прыгал в бассейн и делал все то же, что и я. Как и я, учился плавать с одной рукой. Здоровый человек, когда плывет брассом, гребет в стороны. Мне так нельзя — начинает сносить. Надо обязательно поднимать себя на вдох, не голову, а именно себя, тогда плывется легче.

Еще через месяц Олеся задумалась о том, что может выступить на Паралимпийских играх. До соревнований в Пекине было немного времени на то, чтобы выучить новую технику и оформить необходимые документы. И если с первым никаких проблем не возникло, то с инвалидностью пришлось повозиться. В итоге — третья группа с причиной: общее заболевание.

— Мы сами покупали необходимые лекарства, — вспоминает Олеся. — Спасибо тайским врачам — самое необходимое они мне собрали и вручили при выписке. Протез мы сделали уже после возвращения в Москву, тоже за свои деньги. Мне в нем страшно неудобно, поэтому стараюсь обходиться без него. Пусть люди привыкают, учатся воспринимать нас нормально, а не пялятся. Это не произойдет вдруг. Несколько поколений выросло с ощущением, что инвалиды — лишние. Я и сама так жила. Никогда с ними близко не сталкивалась. А потом у меня не стало руки. Но сама-то я осталась прежней. Мои друзья это понимают. Рассказывают своим знакомым. И так — по цепочке — эта информация постепенно распространяется.

На Паралимпийские игры в Пекин Олесю сначала брать не хотели. В ПКР посчитали, что с момента аварии прошло слишком мало времени и лучше подождать до лондонских Игр. Но Олеся твердо решила, что выступит в Китае. Съездила за свой счет на квалификационные соревнования в Чехию, выиграла их и не оставила чиновникам из Паралимпийского комитета другого выбора, кроме как включить ее в команду. Ходила за ними и повторяла: «Я не могу ждать. Я не знаю, что будет со мной завтра, а вы мне про четыре года говорите. У меня еще недавно была куча планов, которые рухнули в одну секунду».

Из Китая Владыкина привезла золото на 100 м брассом и мировой рекорд. Через четыре года повторила свое достижение на коронной стометровке, а еще выиграла серебро на 200 м комплексом и бронзу на стометровке на спине.

За право выступить в Рио пришлось бороться с Международным паралимпийским комитетом. Его представители решили, что российские спортсмены могут подождать еще несколько лет.

Текст: Марина Крылова

Фото: РИА Новости/Антон Денисов

В рубрике: Фантомная боль

Оставьте комментарий