Как протез стал произведением искусства


Софи де Оливейра Барата, художник, создающий протезы.
Софи де Оливейра Барата, художник, создающий протезы.

Долгое время протезирование конечностей у людей было способом борьбы с неполноценностью, искусственные ноги и руки создавались такими, чтобы быть максимально похожими на настоящие, сначала формой, затем цветом, еще позднее – плотностью и гибкостью. Одновременно обществу требовалось внушать, что лишенный конечности человек может быть как все. После Второй мировой войны в США развернулась целая кампания на эту тему: в газетах в 1946 году появился мини-комикс про Бикса – ампутанта, который оказался «нормальным американским парнем», а профессиональные фотографы показывали мужчин с протезами, которые делали то же, что все мужчины, – зажигали сигарету или читали спортивные новости.

Но по мере развития технологий и с течением эволюции во взглядах на протезирование понимание того, каким должен быть протез, меняется, пишет журналист Роуз Эвелет в Atlantic. Индустрия, которая до последнего времени была занята созданием точных копий человеческого тела, теперь начинает открывать другие варианты: важным становится не реконструировать тело, а сделать его лучше, чем было.

«Мы представляем себе человека как существо с двумя ногами, двумя руками и головой посередине. Но на самом деле нет реальных причин, по которым человеческое тело обязано выглядеть так же, как оно выглядело тысячи лет, – говорит Штефан Грайнер, глава берлинской группы боди-хакеров Cyborgs eV. – Мы уже живем в обществе киборгов».

До сих пор быть «нормальным» означало «выглядеть как прежде» и «делать что прежде», поэтому искусственные органы должны были быть незаметными. Например, можно заказать копию ноги или руки, которая будет полностью повторять настоящие, вплоть до родинок и волосков. Современные бионические руки не просто сгибают пальцы, они могут взять куриное яйцо и не раздавить его, могут производить точнейшие манипуляции. Но сейчас все больше ампутантов, которым не нужно скрывать искусственность, они хотят другого, подчеркивает Эвелет. Они хотят не скопировать, а улучшить, им нужны конечности, которые будут лучше, сильнее, заметнее и привлекательнее тех, которых они лишились.

Читайте также:  Американец, потерявший конечности в Ираке, станет лицом парфюмерных духов

dda7dd864b32aaa5d3484b2d54652b22

Актриса Грейс Мандевиль в протезе «железное перо»

Одной из первых, кто публично заявил, что протез должен быть лучше, а нетаким же, была, вероятно, Эйми Маллинз – американская актриса, модель и спортсменка. Из-за врожденного отсутствия малоберцовых костей ей в годовалом возрасте ампутировали обе ноги ниже колена. С двух лет Эйми ходит на протезах, в 17 она стала первым участником-ампутантом Национальной ассоциации студенческого спорта США, а затем – первым человеком, начавшим носить протезы «ноги гепарда» (Flex-Foot Cheetah), на которых бегал шестикратный чемпион Паралимпийских игр Оскар Писториус. С 1998 года Маллинз работала моделью, а после стала выступать в качестве оратора.

Одной из первых, кто публично заявил, что протез должен быть лучше, а нетаким же, была, вероятно, Эйми Маллинз – американская актриса, модель и спортсменка. Из-за врожденного отсутствия малоберцовых костей ей в годовалом возрасте ампутировали обе ноги ниже колена. С двух лет Эйми ходит на протезах, в 17 она стала первым участником-ампутантом Национальной ассоциации студенческого спорта США, а затем – первым человеком, начавшим носить протезы «ноги гепарда» (Flex-Foot Cheetah), на которых бегал шестикратный чемпион Паралимпийских игр Оскар Писториус. С 1998 года Маллинз работала моделью, а после стала выступать в качестве оратора.

076859f18ed7ffeedea6bbf6111925ed

«Хрустальная нога» для Виктории Модесты

После того как в 2009 году на конференции TED она рассказала, что протезы, на которых она ходит, должны не только позволять ей передвигаться, но и пробуждать чувства и воображение (в коллекции Маллинз более 12 пар искусственных ног, от силиконовых под цвет кожи до прозрачных полиуретановых и выполненных из цельного ясеня), целый ряд художников начали создавать протезы, похожие на произведения искусства, которые следует не прятать, а выставлять напоказ. Таковы работы промышленного дизайнера Скотта Саммита и автора проекта Alternative Limb Софи де Оливейры Бараты – они напоминают кружева, турбины самолета, крылья птиц, драгоценности и фарфоровые сервизы.

Читайте также:  Ученые тестируют протезы, получающие команды непосредственно от мозга

4c08ac41a4befdef7ecb674c9e3b1c11

Кира Рош носит протез «цветочный фарфор»

Такие протезы недешевы, их цена доходит до нескольких десятков тысяч долларов, но сам факт того, как люди начали воспринимать протез, свидетельствует о культурном сдвиге, считает автор статьи в Atlantic. Отчасти этот сдвиг произошел потому, что ампутанты не стесняются своих протезов, отчасти из-за влюбленности современного человека в технологии, отчасти потому, что мы действительно «живем в обществе киборгов». Эйми Маллинз в своих выступлениях любит шутить, что в ней меньше искусственного, чем в Памеле Андерсон. Но даже без шуток про силикон все больше людей живут в усовершенствованных телах – кому-то необходим электрокардиостимулятор, кто-то добровольно вживляет себе радиочастотные чипы или магнитные импланты, чтобы получить «шестое чувство»; в мире уже дважды была проведена операция по пересадке человеку полностью искусственного сердца – первый пациент прожил после нее чуть более двух месяцев, второй – девять месяцев. «Тело каждого будет модифицировано, – считает Маллинз. – Это случится с вами, а возможно, уже произошло с вашими родителями».

Автор: Ира Соломонова

Источник: slon.ru

Комментарии и отзывы

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter